Арнольд Шёнберг – австрийский и американский композитор, музыкальный теоретик и педагог еврейского происхождения. Он родился в Вене 13 сентября 1874 года, в бедной семье, что не позволило ему получить музыкальное образование. Основы в музыке Шёнберг усвоил самостоятельно и под руководством своего брата. Первые его работы были написаны в романтическом стиле, но затем он становится основателем движения, известного как вторая венская школа. Его эксперименты в области гармонии и формы оказали заметное влияние на развитие классической музыки в XX веке.
1. Шёнберг, несмотря на свои черты новаторства и экспериментаторства в музыке, также уделял внимание традиционным формам и жанрам. Он сочинил множество струнных квартетов, симфоний и песен, они были для него основными жанрами. Но в то же время он также занимался экспериментированием в области музыкальной драматургии, создавая свои экспериментальные вокальные и оркестровые произведения.
2. Считается, что Шёнберг стал первым композитором, работавшим в стиле атонизма – музыкального направления, в котором отвергается традиционная мажорно-минорная система и принцип температурности, который был свойствен классической музыке.
3. Шёнберг служил в армии во время Первой мировой войны. Он был призван в 1915 году и служил на различных позициях, включая пехоту и артиллерию. После окончания войны он продолжил работать в музыкальной сфере, но его опыт на войне отразился в его музыке.
4. У Шёнберга был страх числа 13. Он заподозрил, что у него обострение тридцатки и даже избегал этого числа, где это возможно. Он скончался в возрасте 76 лет (7 + 6 = 13) в пятницу 13 июля.
5. Шёнберг не только композитор, но и художник. Его работы в области живописи отражают его интерес к экспрессионизму и абстракционизму, которые также присутствовали в его музыкальной эстетике.
6. Несмотря на то что Шёнберг был знаменит своими неконформистскими идей в музыке, он всё же считал институт брака важной социальной установкой и женился дважды. Его вторая жена, Матильда, была сестрой его ученика и близкого друга Веберна.
7. В 1933 году, во время нацистского режима, Шёнберг бежал из Германии и эмигрировал в США. Эмиграция привела к резкому изменению в его жизни и работе. Он стал преподаватьль в Калифорнийском университете и помог обустроить жизнь многим музыкальным профессионалам, которые также бежали от нацизма.
Шёнберг продолжает влиять не только на музыкальную сферу, но и на искусство в целом даже спустя многие десятилетия после своей смерти. Он стал центральной фигурой в культурном диалоге XX века и продолжает оставаться одной из самых дискуссионных и важных фигур в истории музыки.