18.02.2024

Альфред Адлер – известный австрийский психиатр и психолог, однако его имя остаётся в тени у знаменитых коллег – Фрейда и Юнга. Предложив совершенно новый подход к психоанализу, он стал основателем индивидуальной психологии. Адлер считал, что поведение человека определяется его жизненными целями, истолкованными в контексте социального окружения, а не биологическими инстинктами. Он был членом Венского психологического общества и активно участвовал в его деятельности до тех пор, пока разногласия с Фрейдом не вынудили его создать собственную школу.

Альфред Адлер предложил концепцию комплекса неполноценности, который, по его мнению, был ключом к пониманию человеческого поведения. Он считал, что люди стремятся компенсировать свою врожденную или приобретенную недостаточность, стремясь к самосовершенствованию и самоутверждению.

Преодоление неполноценности Адлер считал первой жизненной борьбой человека. Он утверждал, что у каждого человека есть “фиктивная цель” – идеализированное представление о себе, которое является движущей силой развития личности и поведения.

Адлер был автором концепции “стиля жизни”, согласно которой поведение и отношения человека формируются в раннем детстве и остаются со значительными изменениями на протяжении всей жизни.

Хотя Адлер не был согласен с некоторыми теориями Фрейда, он признал стремление к власти как ключевой мотив в человеческой психике, поставив его на одну ступень с сексуальным стремлением.

Адлер считал семью основным источником развития ребенка. Он уделил большое внимание своим работам о рождении детей и месте ребенка в семье, будучи первым психологом, который рассмотрел влияние рождения детей на психологию родителей.

В отличие от Фрейда, Адлер был убеждён, что женщины не чувствуют неполноценности по отношению к мужчинам. Он полагал, что женщины имеют собственные, отличные от мужчин цели и стремления, которые влияют на их поведение и личность.

В культуре и искусстве имя Альфреда Адлера часто уходит за рамки психологического исследования. Его теории использовались в кинематографе (“Face to Face” Ингмара Бергмана), литературе (в трудах Шнитцлера и Мюсселя) и философии (“Воля к власти” Фридриха Ницше). Его идеи о самоутверждении и преодолении неполноценности продолжают вдохновлять современников, внося своеобразную нотку в современные искусство, культуру и социальные науки.