Эрик Альфред Лесли Сати был видным композитором и пианистом, оставившим заметный след в музыкальной культуре начала XX века. Родился он в Нормандии, в зажиточной буржуазной семье. Сати получил специализированное образование, с минимальными знаниями, но его эксцентричность, упрямство и несогласие с традициями отвергнули его от классического образования. Вместо этого он выбрал собственный путь, мир музыки, искривленный его уникальным восприятием. В своей музыке Сати искал упрощение, отказываясь от пышности и богатства звучания, свойственного многим произведениям того времени.
1. Сати ввёл в музыкальный обиход термин “мебельная музыка”. Его идея заключалась в создании произведений, предназначенных более для фонового прослушивания, чем для активного внимания. Груз этого термина получил распространение, и теперь он часто используется в отношении музыки, которую можно слышать в общественных местах.
2. Сати часто использовал абсурд и иронию в своих произведениях. Например, одно из его произведений начинается с инструкций для исполнителя: “Играйте против волос”, что, конечно, невозможно в прямом смысле.
3. Эрик Сати любил странные костюмы. Он обычно одевался в манжеты и шляпу, и в течении десяти лет носил только серые фланелевые костюмы. Дома у него было двенадцать идентичных экземпляров.
4. Сати был отшельником. В последние 27 лет своей жизни он жил во всего одной комнате в Аркёй, пригороде Парижа, а в своем доме он никогда не принимал гостей. После его смерти в его комнате обнаружили большое количество неотправленной почты и невыкинутых газет.
5. Эрик Сати состоял в браке всего один раз, и его брак состоялся с моделью для художников с высоким обществом. Его отношения с женой были сложными, и после развода он больше никогда не женился.
6. Сати был основателем небольшого артистического движения под названием “Школа медведей” (“École des ours”), которое было реакцией на более серьезные течения искусства того времени.
7. Уникальный стиль Сати можно увидеть и в его музыкальных произведениях, где он игнорировал традиционные музыкальные формы и заменил их своими собственными идиосинкразами.
Эрик Сати оставил после себя большое наследие. Его музыка использовалась в кино, включая фильмы Луи Бунюэля и Рене Клера. Его неортодоксальный подход к композиции и его уникальный стиль продолжают вдохновлять композиторов и музыкантов по всему миру. Он остается ключевой фигурой в эволюции западной классической музыки, и его вклад в ее развитие нельзя переоценить.