08.02.2024

Карло Гесуальдо, полного имени Карло Гесуальдо ди Веноза, принц Венозы и граф Конзы, был одним из самых выдающихся композиторов позднего Ренессанса и раннего барокко. Этот итальянский композитор и благородный, родившийся в 1566 году, известен своими мадригалами, записанными в шести книгах, и церковной музыкой. Его жизнь была полна драматизма и скандалов, включая шокирующий двойной убийственный эпизод, в котором он уничтожил свою молодую жену и ее любовника. Вопреки его темным делам в повседневной жизни, музыка Гесуальдо до сих пор считается одной из самых инновационных и экспериментальных в эпоху Ренессанса.

1. Карло Гесуальдо стал обладателем герцогства благодаря двум смертям в его семье: сначала умер его старший брат, а затем его отец. Таким образом, в возрасте 21 года, он наследовал титулы и обязанности в княжестве, богатство и власть.

2. Гесуальдо известен своими экспериментами в области хроматизма (употребления нот, находящихся вне пределов диатонической шкалы). Он был одним из первых, кто применял хроматическую гармонию в музыке, что сделало его композиции необычайно сложными и выразительными.

3. Эксцентричностью Гесуальдо можно объяснить привычку записывать свои композиции в необычном формате. В то время как большинство его современников помещали партии всех исполнителей на одну строчку, он разделял каждую голосовую партию, помещая ее на отдельной странице.

4. Карло Гесуальдо был знаменит своими непредсказуемыми музыкальными оборотами. В одной из своих церковных композиций “O vos omnes” он создал совершенно новую, революционную гармоническую структуру, которая впервые появилась только в музыке XX века.

5. Кроме того, Гесуальдо также изучал алхимию и астрологию, даже применял эти знания в своей музыке. Он мог сочинять музыку, ориентируясь на телесные позиции планет.

6. Принц был известен своей пристрастью к физическим наказаниям, как форме самоистязания. Он нанимал слуг, чтобы они избивали его.

7. В музыке композитор способствовал значительному расширению функциональной гармонии, а его решения по гармонии, которые были невероятно прогрессивными для его времени, оказали влияние на разное музыкальное искусство вплоть до XX века.

В искусстве и литературе имя Карло Гесуальдо прославлено как образец трагического героя, увлеченного музыкой и глубоко страдающего из-за своих страстей. В романе Томаса Манна “Доктор Фаустус” герой, композитор Адриан Леверкюн, ярко интересуется музыкой Гесуальдо и видит в ней пример для подражания. В своем мрачном романе “Страсти” жене Гесуальдо, Марии д’Авалос, посвящена важная глава. Личность и творчество Гесуальдо, его расширение музыкальных горизонтов и его судьба, омраченная преступлением, вдохновляли многих художников.