31.01.2024

Джероламо Франческо Мария Маццола, более известный как Пармиджанино, был одним из ключевых представителей итальянского маньеризма, между поздним Ренессансом и ранним Барокко. Родился в 1503 году в Парме, Италия, он начал свою творческую карьеру в семье художника. На его стиль оказали влияние Леонардо да Винчи и Корреджо. Пик его творческой карьеры пришелся на период работы в Риме и Болонье.

1. Пармиджанино был не просто художником, но и продвинутым гравером. В начале своей карьеры он создал серию из 28 гравюр, которые остаются важным вкладом в итальянское гравюрное искусство.

2. Пармиджанино был арестован при папе Павле III за неправомерное присвоение мрамора римских античных статуй. За это проступок художник провел полтора года в тюрьме.

3. Пармиджанино умер в относительной нищете. В отличие от других художников того времени, таких как Тициан, он не был обеспечен графствами или покровительством Церкви.

4. Работа Пармиджанино носила сильный влияний культуры античности. В течение его карьеры он неоднократно обращался к античной мифологии и истории в своих работах.

5. Пармиджанино был известен своими непропорциональными фигурами, что было характерным для стиля маньеризма. Вместо классических пропорций Ренессанса, он использовал излишне удлиненные и изогнутые формы.

6. Пармиджанино был одним из первых художников, кто рисовал себя на своих портретах. В этом он был впереди своего времени и предшествовал тенденции, применимой для художников более поздних эпох.

7. В отличие от большинства итальянских художников того времени, Пармиджанино провел большую часть своей карьеры в Парме, а не в ведущих художественных центрах, таких как Венеция или Флоренция.

В культуре и искусстве Пармиджанино оставил безусловный след. Его радикальное использование формы и пространства сыграло ключевую роль в развитии маньеризма и повлияло на многих художников последующих поколений. Например, Эль Греко во многом опирался на его стиль. В литературе символизма встречаются упоминания о Пармиджанино как образе воплощения индивидуалистического искажения действительности в целях самовыражения.